Сейчас с нами на сайте
0 users и
800 гостей.
Приветствуем новых пользователей: Ueu, Ырмор, Antips, Aidarova.
Рекорд посещаемости был зафиксирован незримым летописцем бестиария в 23:04 11 сентября 2021 и составил 8942 человек (и представителей иных видов).
Все материалы, размещенные на сайте, являются интеллектуальной собственностью их авторов. Любая перепечатка допускается только со ссылкой на
https://bestiary.us.
Коммерческое использование материалов с сайта без непосредственного разрешения правообладателей запрещено.
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращайтесь по адресу
kot@bestiary.us
Comments
Всем со школьной скамьи известен рассказ о том, что первой религиозной реформой Владимира было составление киевского пантеона из 6 божеств, о функциях большинства из которых мало что известно. Среди них упоминается и божество Симаргл, божество совсем непонятное. С другой стороны, в Интернете мы можем найти относительно подробную информацию, дескать, Симаргл — божество древних славян, представлявшееся в виде крылатого пса, связан с плодородием, а также является богом огня и зовётся Огнебогом.
Это в лучшем случае, в худшем мы набредём на странные восклицания вроде:
"Да прострет Огнебог Симаргл над нами свои Огненные крыла! Слава Роду!" вкупе с прочими "Ой, люли-люли! Ой, люли-люли! Помолимся Сварогу!"
А также найдём нечто фэнтезийное, связанное опять же с крылатыми собаками. Например, симураны из "Волкодава" Семёновой.
Вот и давайте потихоньку разбираться, что это за Симаргл, был ли он крылатым псом, почему школьные учебники о нём ничего определённого не говорят, а в сети мы имеем добротное описание и даже ещё одно название — Огнебог. Благо у нас как раз в одной поисковой теме зашёл об этом разговор с Чертополохом.
Для начала, думаю, полезно будет процитировать труд "Борьба христианства с остатками язычества" Гальковского. У него есть целая небольшая глава "Симаргл". Труд является ещё дореволюционным и интересующая нас глава суммирует и кратко описывает все основные идеи и мнения относительно Семаргла до Гальковского.
Цитирую по тексту из Интернета (первый том книги был издан в 1913 году, книга переиздавалась в 2000 году в издательстве "Индрик" в Москве):
Все приведенные объяснения почти ничего не разъясняют, что такое обозначают эти слова Сим и Регл. Наибольшего внимания заслуживает мнение Фаминцына относительно Ерьгла Ерыла-Ярила; но Сим остаётся необъяснимым. Наконец слово Симаргл толкуют, как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется в виду идол Ярилы с семью головами. В настоящее время мы не можем удовлетворительно объяснить значение этих божеств или божества. Может быть, Сим и Ергл (или Симаргл) были божеством какого ни будь народа, подвластного Владимиру. В народных преданиях Сим и Регл не сохранились, и сказать о них, что либо положительное мы не имеем возможности. Выражаем догадку: не представляет ли слово Симаргл переделку Симург, название фантастической птицы иранских сказаний?
Гальковский хорошо демонстрирует какая петрушка творилась с мнениями о Симаргле в дореволюционной России, какие только невероятные теории не выдвигались. И, что примечательно, резюмирует: "Все приведенные объяснения почти ничего не разъясняют", " В настоящее время мы не можем удовлетворительно объяснить значение этих божеств или божества".
Под конец же он вставляет свои пять копеек и рождает ещё одну догадку: Симаргл может быть связан с иранской птицей Симург. Вероятно, это первый случай, когда была проведена параллель "Симаргл-Симург".
Далее, если покопаться в сети, в некоторых местах (например, в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5% %80%D0%B3%D0%BB ) мы можем найти информацию: "В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что образ Симаргла родственен (в силу индо-европейского единства) или восходит к Сэнмурву (Сенмурву) крылатой собаки из иранской мифологии". В списке литературы после статьи даётся отсылка: Тревер К. В. Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж // Из истории докапиталистических формаций. М.-Л., 1933. К сожалению, этой статьи я не читал. Насколько я знаю, образы Симурга-птицы и Сэнмурва-пса перетекают друг в друга и по сути это один образ. Очевидно, что статья Тревер затрагивает образ "Симурга-Сэнмурва" именно в воплощении "крылатый пёс". И, если верить Википедии, она проводит параллель между этим образоми Симарглом. То бишь мы видим второй шаг после Гальковского по отождествлению Симаргла и крылатого пса.
Видимо, окончательно за Симарглом закрепился образ крылатого пса благодаря авторитетному автору Рыбакову, который тоже склонялся к этой концепции. Эта концепция в дальнейшем имела как сторонников (кстати, нужно упонянуть, что также искали и находили изображения крылатых собак у русских (по крайней мере их так трактовали),), так и критиков. В массовом сознании концепция такого образа Симаргла в целом победила.
Что касается термина "Огнебог", то тут случай особый. Насколько я знаю, это не связано с научным знанием или какими-то историческими источниками. Название это в отношении Симаргла употреблялось в пресловутой "Велесовой Книге" Миролюбова, которая является грубой подделкой под славянскую древность. Скорей всего сей человек и придумал этот термин (благо, что гипотеза о том, что Симаргл — бог огня, родилась задолго до Миролюбова и, видимо, приглянулась Юрию Петровичу). Однако этот термин то и дело фигурирует в статьях Интернета как другое название Симаргла и, что естественно, широко используется неоязычниками, строящими свои религиозные практики на трудах и текстах Миролюбова и его последователей.
В общем предлагаю копать дальше! Искать цитаты у Рыбакова, полопатить книгу Васильева "Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром" (Москва, «Индрик», 1999), в которой он особое место уделил, насколько знаю, Хорсу и Симарглу, искать образ Симаргла в художественной литературе и т. п.
Копать-то оно конечно надо, но по мне тот же Рыбаков — просто фантазер.
И вообще убивает обилие бредовой литературы, в которой описываются славяне чуть-ли не за пару тысячилетий до н.э. Куда наука катится?
Очень тяжело искать достоверную информацию
Да нет. Просто учёный, к которому надо относиться с известной долей осторожности. Его в перегибах давно обвиняли.
А причём тут наука к бредовой литературе со славянами времён питекантропов? Вы не путайте сладкое с мягким.
Наука никуда не катится. Она развивается вполне нормально. И никакого отношения к литературе о славянах и "русах" 4, 10 или 20 тысяч лет назад не имеет. Другое дело, что научные книги издаются для специалистов (по большому счёту) тиражами, исчисляемыми тысячами (обычно в пределах 10 или даже 5 тысяч), а зачастую и сотнями (300, 500, 800) экземпляров. Причём найти их можно только в особых местах. А книги из разряда "Помолимся Сварогу", "Звёздная книга Коляды", "Истинная вера русов-ариев" и "Про то как русы происходили от атлантов со всеми подробностями, фото и свидетельствами очевидцев" издаются, чтоб "пипл хавал и радовался", и выходят десятками и сотнями тысяч экземпляров, продаваясь на любом углу. Официальная наука никогда эти опусы в серьёз не воспринимала, скорее её представители относятся к этому с некоторой "брезгливостью" или же с улыбкой как к курьёзам. Но массовое сознание и культура, напротив, с большим интересом на ура принимает именно книжки из разряда "Родноверие русов-ариев с приложением краткой истории русов от 20 века до нашей эры до Гостомысла". На то есть свои социальные и психологические причины.
Тут на одном форуме недавно тоже поднялась тема Симаргла. Только там "рыли Симаргла" куда глубже, вот ссыль:
http://community.livejournal.com/slav_drevnosti/52786.html
Весьма занятно.
Кстати, в этом же сообществе я нашёл ссылки на электронную версию редкой книги Васильева, которую я уже упоминал:
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ /vasiliev/0.htm
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ /vasiliev/1.htm
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ /vasiliev/2.htm
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ /vasiliev/3.htm
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ /vasiliev/4.htm
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ /vasiliev/5.htm
Там есть целая глава (страниц на 70), посвящённая Симарглу (третья ссылка сверху).
Вот такую еще штуку нашла, но не уверена в достоверности инфы.
http://www.goneliterate.ru/comm/society/event/768.xml
«земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинв в жестоком бою и имеет вид крылатой собаки» (А.Грушко и Ю.Медведев, «Словарь славянской мифологии, Ниж.Новгород, Русский купец и братья славяне, 1996, с.384
Отправить комментарий