Кстати, Странник, загляни к василиску — у нас тут новые заказы на готичную скульптуру поступили.
Кстати, Странник, загляни к василиску — у нас тут новые заказы на готичную скульптуру поступили.
Верхнего мира абаасы —
Издревле наши враги,
Нижнего, мира абаасы —
Шестизубые остроги...
Якутский героический эпос олонхо
"Ньургун Боотур Стремительный" (429: с.37)
"У якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Согласно некоторым мифам, имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища..." (2: с.12), либо огромного каменно-железного чудовища.
В восемь сажен, примерно, ростом он,
Шестислойная кольчуга на нем —
Из сплошного железа броня.
Долгополая шуба его
Из облезлых шкур двадцати волов,
Павших от шатуна.
Длинная шея богатыря
Львиной шкурой затянута по кадыку,
На каменной крепкой макушке его
Расплющенная железная шапка,
Как гнездо хотоя-орла,
А поверх ее нахлобучен шлык
Из шкур околевших телят...
Надменно разлегся он на боку.
Безобразная харя его
Стала морщиться, дергаться,
Плюща нос,
Будто силился улыбнуться он.
Из глазницы, узкой,
Как щель горы,
Красными веками окружен,
Его единственный глаз
Землисто-мутно глядел...
Как подземного мира
Бездонный провал,
Разинув широкий рот,
Высунул он раздвоенный свой
Зелено-синий язык,
Как змею в семь сажен длиной,
Облизнул могучую шею свою,
Выгнутую шею свою...
Огромную голову опустив,
Как пригорюнившийся человек,
Начал без умолку он болтать,
Невнятно, хлюпая, бормотать,
Гмыкая и ворча,
Хихикая, хохоча.
Вдруг загудела земля,
От гула дрогнула даль,
Стоголосым эхом откликнулся лес,
Горы отозвались,
Так забасил он,
Заговорил
Абаасы-исполин.
Якутский героический эпос олонхо
"Ньургун Боотур Стремительный" (429: с.38)
Рождается абасы из черного камня, похожего на ребенка. И чем старше он становится, тем больше похож камень на ребенка. По-началу такой каменный ребенок ест все то же, что едят обычные дети, но когда вырастает — начинает есть людей.
Живут абасы в лесной чащобе, подальше от людских глаз. "Все вредное и гадкое — растения и животные создал абасы. Они искушают людей, подбивая на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасы могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы..." (2: с.12)
Если человек умирал, не достигнув 70-летнего возраста — это означало, что абасы похитил его душу (кут), чтобы съесть.
Comments
Вообще-то (по крайней мере в нынешнее время) абасы дословно обозначает "монстр","демон" и т.п и т.д
И произносится: абаа--ы, т.е. вместо "С" будет странный выдох с оттенком "ы".
И "абасы" — единственное число.
Абаасылар — во множественном.
И еще. В верхнем мире живут боги. Там я думаю, абасы нет.
Спасибо, исправлю.
Жаль только, что человек не представился и остался гостем
на каком именно языке? и как, возможно, оно правильно пишется в оригинале (не на русском)?
Как человек, на данный момент проживающий в Якутии и в ней же родившийся, хочу сказать, что пишется название монстра как абааhы — h произносится примерно как украинское "г", только более мягко, двойное "а" указывает на долгий звук. Изначальное место обитания — Нижний мир (в то время как средний — обитель людей, а верхний — жилище высших духов, айыы), откуда эти чудовища иногда выбираются и творят всяческие злодеяния и разрушения. Описывается Нижний мир как сумеречное место, где все звуки тихие, луна и солнце всегда тусклые, деревья и строения абааhы сделаны из металла. Сами "демоны" с успехом маскируются под людей, превращаются в зверей и птиц, а в истинном облике отвратительны: у них восемь ног, один глаз, выглядят они, как будто созданы из железа — впрочем, эти признаки часто варьируются. При желании могут вырастать до гигантских размеров. Часто бывает так, что некоторые люди способны узнать в человеке замаскированного демона и увидеть его в настоящем облике, в то время как все остальные считают этого человека очень милым и красивым.
В качестве лирического вступления хочу сказать, что многие незаслуженно обделяют вниманием сибирские мифологии, предпочитая мусолить греческую, кельтскую и германскую. А на самом деле представления сибиряков о Вселенной и духах далеко не примитивны и небезынтересны. Можно гордиться тем, что такие мифологические системы, как якутская родились и существуют на территории СНГ.
Комментарий к самой статье: слабовато. Использован Мифологический словарь
(видимо это ранняя, ещё советсткая версия "Мифов Нородов Мира" под редакцией Токарева, если не путаю), это гуд, вещь в принципе монументальная. Помимо этого использовано только клише, распространяемое в инете кем ни попадя! Это про железного рабёнка! Малавата будет!
Кстати, я лично не знаю, откуда оно взялось, то есть могу назвать кучу сайтов, где оно есть, но первоисточник для меня загадка, хотя с этого клише и началось моё знакомство с термином "абаасы". Никто не знает, кстати, откуда вылез сей каменный ребёнок?
Насчёт того, что абаасы не живут на небе — очень даже живут. это ведь смотря какие абаасы. Тут один посетитель написал, что на небе, дескать, живут боги — так абаасы и есть боги, только злые. И речь в данном случае идёт о древних абаасы, а не о абаасы-чудовищах (исключительно о последних как раз и повествует пресловутый опус о камне-ребёнке, в то время как энциклопедическая статья охватывает всех). Абаасы на небе живут, только занимают определённые области небес.
У меня на компе есть файл вордовский, куда я годами сваливал миф-инфу.
Про абаасы я собирал инфу по крупинкам из разных мест, в результате получилась компилляционная статья. хотя некую долю осмысления пришлось приложить.
Вот её содержание:
Абаасы (абасы (абааhы)) (другое название адьярай). В якутской мифологии абаасы — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Согласно некоторым мифам, имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища, иногда имеют иной облик. Многие мифы описывают их как железных или каменно-железных чудовищ. Вот как описывает адьярая олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»:
Откуда — не видел никто, —
Перед собраньем богатырей
Шестигранный возник адьарай;
Вытянулся несуразно-огромный,
Из железа сплошь, человек.
Несравнимый ни с чем
В безобразьи своем,
О трех, словно щупальцы, головах,
О шести долбежках-ногах,
О шести крутящихся вихрем руках.
Ржавчиной корявой покрыт,
Железный сплошь человек
Важно сидел, развалясь.
(Иные ныне склонны видеть в этом описании «древнего робота-киборга»)
Есть сведения, что у них железные зубы и они всегда бродят группами по семь абаасы. Имеются сведения, что абаасы среднего мира живут в лесной чащобе подальше от людских глаз. Всё вредное и гадкое — растения и животные — создано абаасы. Они искушают людей, подбивая на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абаасы могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных; если человек умирал, не достигнув 70-летнего возраста, это означало, что абаасы похитили его душу (кут), чтобы съесть её. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абаасы. Говорят, они едят человечину. Есть также сведения, что каменно-железный абаасы рождается из черного камня похожего на ребёнка, чем старше он становится, тем камень больше похож на ребёнка. Сначала каменный ребёнок ест всё то же, что едят люди, но, когда вырастает, он начинает есть людей.
Существует интересная история про человека и абасы:
Человек и абасы шли рядом, и разговор зашёл о том, чего боятся люди и чего боятся абасы. Последний, явно со злым умыслом, спросил у человека: "Чего вы боитесь больше всего?" Человек был догадчив, смекнул, в чём дело, да и говорит: "Люди боятся жира, мяса и масла." И в свою очередь спросил: "Чего боятся абасы?" Абасы, по своей прямоте, сразу признался, что они боятся колючих кустов шиповника.
Немного погодя абасы обратился к человеку: "Я тебя хочу съесть". Человек убежал и спрятался среди кустов шиповника. Абасы, желая его выжить, стал кидать кусочки масла, жира и мяса, а человек, спокойно сидя за кустами и делая вид, что боится, уплетал бросаемое. Ждал, ждал абасы, да так, не дождавшись, ни с чем и ушёл.
(Записано в Оногочутском селе).
Вера в существование духов абаасы верхнего и нижнего миров являлась одним из основных постулатов шаманизма. Эта вера не была оформлена в виде самостоятельных мифов, так как считалось, что о происхождении и жизни этих грозных существ знали лишь шаманы. Рядовые верующие считали, что даже простое упоминание о духах абаасы чревато опасностью
Злые абаасы противопоставляются добрым духам айыы. В верованиях якутов деление духов на добрых айыы и злых абаасы достаточно отчетливо, хотя последние "в некоторых случаях делали людям добро, например, исцеляли больных. Но это совершали они исключительно ради корыстных целей, и болезнь сама по себе служила только поводом для получения приглянувшейся скотины или вещей" [Попов 1949, с. 261].
Наиболее известные А.: Арсан-дуолай, Хара Суорун.
Если верить А. Е. Кулаковскому, по представлениям современных (современных Кулаковскому) якутов, все абаасы делятся на четыре категории (При написании якутских терминов "тэта" Кулаковского заменена на "ё", "игрек" на "ю", слитное "нг" на "н" и "г"):
''a) Hастоящие древние абаасы, существующие из начала мира; они живут в подземном мире, на западных и южных небесах. По природе и образу жизни они похожи на богов: бессмертны, могущественны, имеют семейства и скот, но злы. К ним то и путешествует шаман очень далеко за выкупом украденной ими человеческой души "кут". Они носят общее название "якутских абаасы" в отличие от абаасы следующей категории. Ко второй категории относятся все эпидемии, в особенности оспа, корь и сибирская язва шаман открыто пасует пред ними, говоря, что их никак нельзя упросить. Все эпидемии современных якутов носят общее название "дьанг" — от алтайского "йан" — эпидемия. c) К третьей категории относятся: 1) все мелкие абаасы, населяющие средний мир, т.е. землю, 2) все недоброжелательные и вредные для человека "иччи", 3) все "юёр", 4) "ойуун абаасыта" (духи-покровители чёрных шаманов), 5) кэриим абаасыта, 6) дэриэтинньик, 7) чёчюёккэ, 8) сюллююкюн, 9) сах, 10) эмэгэт, 11) сибиэн, 12) хоохоон, хоокуй или моохуй и т.п. [ ] d) К четвертой категории относятся "олонхо абаасыта" — былинные и сказочные абаасы. Эти "абаасы" от людей ничем существенным не отличаются, потому их следует считать людьми. Они смертны, но иногда могут вновь превращаться в человека, если останется в целости какая-нибудь существенная часть тела, и если эта часть попадет в руки родных умершего. Они имеют все человеческие потребности и воюют с людьми из-за обладания женщинами. От людей отличаются людоедством и уродливой наружностью, похожей на греческих циклопов (одноглазы, одноруки и одноноги). Их создали великие "абаасы" для того, чтобы они сокращали род людской — творение "айыы".'' (Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979)
'Собственно абаасы' Кулаковский описывает как невидимых для глаз — они, однако, "при своем желании, становятся видимыми и показываются человеку в разных видах, большей частью в виде огня, большого человеческого силуэта и т.п." Также "они могут оборачиваться кем и чем угодно "
Слово "адьяраи" встречается в знаменитом олонхо П.А. Ойунского (отрывок из него приведён выше) — при том в комментарии сказано, что это просто другое название абаасы. Очевидно, что Нюргун Боотур сражается с абаасы четвертого типа по классификации Кулаковского. Однако не ясно, название "адьяраи" применимо только к ним или к любым абаасы? И какой особый смысл вкладывается в слово "сучунаа"? (Или никакого особого?) А может классификация Кулаковского вообще не очень-то и верна?
Абаасы грубые, хаотические существа. Это подчёркивалось даже манерой пения монологов абаасы в олонхо (якутском эпосе). Монологи богатырей абаасы олонхосут пел нарочито неправильно поставленным грубым голосом, особо передавались и голоса шаманок абаасы: они отличаются от мелодичных голосов шаманок айыы особой грубостью и какой-то бесшабашной разнузданностью.
Как могли заметить, эта инфа чуток отличается от "каменного ребятёнка". Если кто-то из организаторов сайта захочет использовать данную инфу — пожалуйста! Кто там этим занимается? Кот? Собак? Или какой другой зверь? Только, как могли заметить моя домашняя статья довольно непричёсана! И, безусловно, требует доработки.
Отдельный вопрос — источники. Увы тогда я не уделял должного внимания источникам, поскольку писал статью для личного пользования. Но припомнить кой-чего могу. Это конечно вышеупомянутые МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Использовал я и пресловутую статейку о ребёнке с переизбытком кальция и железа в организме!!!:) Но её происхождения я не знаю.
Сказку про абасы и человека я взял с какого то сайта. Сайт ссылался на следующую работу "Материалы по истории религии якутов б. Вилюйского округа. А.А.Попов // Сборник Музея Антропологии и Этнографии, т. XI, изд.-во Академии Наук СССР, М.-Л.: 1949." Даже страница была указана (стр. 266).
О том как поются монологи абаасы в олонхо было взято с
http://www.sitc.ru/nasled/oloncho/oloncho.html
Отрывок из "Стремительного" и всё, что связано с цитированием Кулаковского я когда-то нашёл на каком-то форуме в сети. Увы, ничего к сему добавить не могу. Олонхо вполне вероятно найдётся и в сети, а вот про Кулаковского и его наблюдения ничего не могу сказать, но там приведена ссылка на печатное издание.
Были, конечно, и ещё источники. Но я их не вспомню.
Кстати в моей статейке в одном месте сам источник ссылается на Попова. Это явно та же книга, что и является исходным источником сказки про глупого абасы.
Если хотите, можете использовать инфу, только как минимум надо разобраться со значением термина адьярай (адьарай, адъярай, адъарай, возжожны разные варианты)
Можете считать это за мой "запрос"!
Ещё в инфе с форума какого-то там в связи с олонхо и Кулаковским фигурирует вопрос: "И какой особый смысл вкладывается в слово "сучунаа"?", хотя до этого это слово не упоминается. Вероятнее всего, оно упоминается в том самом олонхо, и люди обсуждали, чёй-то его нет у Кулаковского. Насколько знаю, но сие не точно, сучунаа — это абаасы в виде половинчатого человека. Такие монстры встречаются повсеместно в поверьях народов мира, даже в Западной Европе, взять хотя бы фоморов из Ирландии. Но это пожалуй надо просто выбросить, либо проверить и привязать к статье.
А вообще про абаасы, адьяраев и иже с ними вообще можно в инете кучу инфы нарыть, были бы силы, время и желание!:)
Ещё недочёт приведённой выше инфы: кое-где, где особо жестоко дралось со словарей вместо «абаасы» красуется просто «А.».
Спасибо за внимание!
Там посреди цитирования Кулаковского затесался случайный смайлик. на самом деле это просто буква b и стоящая с ней в притык скобка.
А фраза про киборгов — это довольно типичный современный подход. Некоторые люди и исследователи стремятся трактовать мифы древних народов, как упоминания о контактах с пришельцами и их аппаратами.
Ещё о термине "сучунаа". Оно явно обозначает тех же существ, что наличествуют в одной из местных статей под названием "сучуна" или "чучуна".
Это, видимо, демон
Надо бы поправить Псевдо-биологическую классификацию существа
подправил
Непонятно вот что: абасы рождается из чёрного камня,т.е. камень-что-то вроде его родителя,но почему-то он похож на ребёнка. Странно как-то. Недоработка Ньургуна Боотура Стремительного, Советской энциклопедии или я что-то не поняла?)
Думаю, что похожесть обусловлена исключительно формой камня. Но вообще не стоит пытаться понимать всё, что говорится в подобного рода эпосе — иногда попадаются вещи, в принципе не укладывающиеся в голове :)
Возник вопрос - если у них одна рука - то какая?
Центральная))))
http://kardiologn.livejournal.com/66083.html
Взял на себя ответственность по паспортизации персонажа чужой статьи. Классификация экспериментальная, прошу сильно не пинать )
Экстранаучная классификация
- статус — демоны
- домен — пелюсидары
- тип — лимбовые
- класс — абогиреновые
- семейство — выходящие
- род — Абаасы
- вид — абаасы якутские
- подвиды — абаас якутский настоящий, якутский даньг-абаас, абаас якутский сказочный, абаас якутский мелкий.
Физиология
Человек
Строение (композиция)
- Многочленность
Размер (масштаб)
- Великаны
Дополнительные способности
- Метаморфозы, Металличность (Минеральность), Носители душ
Культурно-географическая
Якутская мифология
Серенот С.К. Демонология в тувинском народном целительстве. - М.: Велигор, 2009. - http://philologist.livejournal.com/9058021.html
Не ожидал увидеть об абасах такой дискуссии
Жаль, что такая многообещающая движуха, как сайт Бестиарий, выглядит хорошо только на бумаге, а на деле большинство полезной информации содержатся в комментариях, а статьи нужны просто чтобы были.
К счастью, сайт бестиарий никак не выглядит на бумаге, это не бюджетная гос.организация, которая что-то должна налогоплательщикам. Это голый энтузиазм по сбору информации. Тема бестиария - бесконечна по своему охвату, невозможно внезапно собрать в статьях всё и сразу обо всех существах из всех мифологий и источников. Воспринимайте часть статей - просто как верхний пост по теме конкретного существа, о котором еще есть что добавить. И в комментариях - вполне себе дополнения этой информации от тех, кто готов ей делиться. Жаль, что мы не смогли заранее подготовиться к вашему приходу и не собрали в полноценные статьи интересующую именно вас информацию. И жаль, что вы просто пришли, чтобы покритиковать, это всегда проще, чем что-то сделать.
Я из Якутии. Спасибо, что пытаетесь найти хоть какие-то сведения об разных существах, Абааhы это демоны нижнего мира, они могут жить и в среднем мире т.е в нашем, а в верхнем мире живут боги, Абааьы могут иметь любой облик, даже облик человека, по нешей вере если человек при жизни совершил много грехов, то он после смерти отправится в нижний мир, если чего-нибудь недосовершил в жизни, то остается духом среднем мире, а если человек хороший, то отправится в верхний мир.
Вам спасибо за интерес к сайту. Всегда ценно мнение носителя культуры.
живу в Якутии с рождения, но увлëкся еë мифологией в 15, и она мне до чëртиков нравится)
да, якутская мифология до чëртиков крутая ))
оҕо абааһыта — «детский демон»
https://t.me/c/1639653906/4903
Отправить комментарий