Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга

Comments

eugeniy Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
Статус: гость

Мне нужно знать на каких домах СПб (в архитектуре вообще) есть существа из германской или китайской мифологии. Скажите! Please!!!

30 November, 2007 - 20:16
KOT Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
KOT's picture
Статус: оффлайн

http://www.bestiary.us/forum/index.php?sho…findpost&p=2165 Пункт 5.

Переименовал заголовок темы.
В дальнейшем буду очень жестоко относиться к людям, которые не считают нужным прочитать правила.

3 December, 2007 - 16:16
Athene Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
Статус: гость

http://leningradlions.narod.ru/08/index.html

Ши-цза на Петровской набережной

На Петровской набережной, неподалеку от домика-музея Петра I, есть спуск к Неве в виде широкой гранитной лестницы, украшенной странного вида каменными изваяниями на высоких трехступенчатых постаментах.

Более полувека стоят они здесь, обращенные к быстротекущим водам широкой реки, но не всем известна их история. Правда, на каждом постаменте высечена надпись: "Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году". И ниже: "Дар генерала-от-инфантерии Н. И. Гродекова".

Конечно, эти скупые строки у любознательного человека могут вызвать лишь новые вопросы: что такое ши-цза? Почему их перевезли в Петербург? Кто такой Гродеков?

"Ши-цза" по-китайски означает "лев", хотя в нашем представлении каменные изваяния у спуска к Неве весьма мало похожи на львов: большая голова с короткой широкой мордой и полураскрытой пастью со множеством острых зубов, выпуклая грудь, сильные передние ноги вовсе не львиные.

В китайской мифологии очень много подобного рода фантастических образов, сочетающих черты самых различных животных, как реально существующих, так и выдуманных.

Выразительны силуэты и чрезвычайно своеобразна пластика этих изваяний. Ши-цза вырублены из серого маньчжурского гранита, их высота четыре с половиной метра, вес каждой статуи две тысячи четыреста килограммов. Декоративные статуи ши-цза представляют собой редкий для Ленинграда образец китайской монументальной скульптуры.

В Китае каменные и бронзовые изваяния фантастических львоподобных существ ставились у ворот императорских дворцов, у храмов, а также на кладбищах. Гранитные статуи, ныне стоящие на Петровской набережной, в самом начале XX века находились в маньчжурском городе Гирине, где их предполагали установить в кумирне — небольшом храме-молельне генерала Чана.

Однако после смерти Чана в 1904 году вновь назначенный гиринский губернатор подарил их генералу от инфантерии Николаю Ивановичу Гродекову, помощнику Приамурского генерал-губернатора. Гродеков же решил передать статуи ши-цза Санкт-Петербургу (при этом генерал пожертвовал тысячу рублей своих денег на транспортные расходы) и просил установить их на новой Петровской набережной вблизи домика Петра Великого, а на постаментах сделать вышеприведенную надпись. Городская дума приняла дар.

Из Гирина ши-цза везли по железной дороге, а во Владивостоке погрузили на пароход "Соперник", на котором они 4 сентября 1907 года благополучно прибыли в Петербург.

Вскоре изваяния установили на массивных постаментах по обеим сторонам гранитного спуска к Неве на Петровской набережной, сооруженной в 1901–1903 годах по проекту архитектора Л. И. Новикова и инженера Ф. Г. Зброжека. Архитектор Л. Н. Бенуа, консультировавший установку ши-цза, считал, что статуи представляют несомненный художественный интерес и место выбрано для них удачно.

Приват-доцент Петербургского университета П. С. Попов сделал перевод иероглифических надписей, высеченных на плинтах статуй: "Сей лев сделан (или поставлен) в Гирине в счастливый день 10-го месяца 32 года ныне царствующего императора династии Дай-цин, годы правления которого носят название Гуан-сюй, то есть продолжение славного царствования". Указанная дата по нашему летоисчислению соответствует ноябрю 1906 года.



http://www.school.spb.ort.ru/2005a/2001/zu…rici/animal.htm

Стражи города

Напротив Домика Петра I в 1901–1903 годах по проекту архитектора Л.И.Новикова и инженера Ф.Г.Зброжека был создан гранитный спуск к Неве. В 1907 году по его сторонам установили на гранитных постаментах каменные изваяния «ши-цза» (по-китайски – «львов», хотя эти сказочные львы весьма мало напоминают хорошо известного нам царя зверей). В старом Китае подобные скульптуры устанавливались при входе во дворцы и усыпальницы. Великолепно исполненные и оригинальные по замыслу «ши-цза» завершили композицию гранитного спуска к Неве.

Каменные изваяния на Петровской набережной мало похожи на львов. Они больше напоминают лягушек. На каждом постаменте, где красуются эти львы-лягушки, высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году». И чуть ниже выведена: «Дар генерала-от-инфантерии Н.И.Гродекова». «Ши-цза» по-китайски означает лев. В начале двадцатого века они находились в маньчжурском городе Гирине. Их должны были установить в храме-молельне генерала Чана. Изваяния фантастических существ, похожих на различных животных, устанавливались в древнем Китае у храмов и кладбищ. Они подобно египетским сфинксам должны были охранять вечный покой усопших владык.










8 December, 2007 - 21:23
Athene Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
Статус: гость

http://www.school.spb.ort.ru/2005a/2001/zu…rici/animal.htm

Медведи в Петербурге

Не думаю, что в этих медведях есть что-либо мифологическое. Только германское, поскольку медведь — хозяин леса smile.gif

"У подъезда дома N 44 по улице Достоевского, ухватившись за стволы деревьев, выполненные из металла, и, приподнявшись на задние лапы, стоят два бронзовых медведя. В прошлом медведи украшали помещение мастерской, владельцем которой был некто Зигель. Когда в конце прошлого столетия он возвел на участке между улицей Марата и улицей Достоевского новые производственные корпуса, скульптуры перекочевали ко входу его конторы. Как и прежде, стоят бронзовые медведи у старой парадной".






8 December, 2007 - 21:32
Athene Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
Статус: гость

http://subscribe.ru/archive/history.mythol…6/16143248.html

http://mythology.newmail.ru/Wagner2.htm

"…Со второй половины 19 века в Европе происходит резкое усиление интереса к мифу, причем в основном неклассическому. Основоположником “неомифологизма” стал Рихард Вагнер. Он создал оперную тетралогию “Кольцо Нибелунга”, в основе которой лежит древнегерманская мифология в ее скандинавском варианте.

"Вагнер оказал мощное влияние на культурную жизнь Западной Европы. Благодаря его операм общество познакомилось с богами и героями германо-скандинавских легенд, которые композитору представлялись одетыми в шлемы с оперенными крыльями или рогами. (Правда, сейчас установлено, что воины-викинги такие шлемы не носили. Однако, они часто изображали своих богов с рогами или крыльями на голове и такие же шлемы использовали кельты и германцы в более древнюю эпоху).

"Английская набережная 30.
Так называемый особняк Мейера. Построен в 1730 г. В 1870–1872 гг. подвергнут перестройке академиком архитектуры К. К. Рахау совместно с Р. Б. Бернгардом. Тогда-то на фасаде и появились: картуши с женскими головками в крылатых шлемах (похожие на юношу Гермеса, но с вьющимися локонами), расположенные в пролетах между окнами, и две склоненные головы мужей с длинными раздвоенными бородами.
…Допустимо предположить, что консул Мейер, не без оглядки на вкусы своего монарха, украсил фасад особняка головами валькирий и, возможно, Одина (бородатые мужи). (Правда, верховный бог германцев и скандинавов не имел правого глаза, но сей прискорбный факт не годился для отображения на фасадах петербургских домов).
В таком случае, это одни из самых ранних изображений персонажей нордических легенд в нашем городе (в которых не проявились еще их ярко выраженные черты).









8 December, 2007 - 21:48
Athene Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
Статус: гость

http://subscribe.ru/archive/history.mythol…6/16143248.html

http://mythology.newmail.ru/Wagner2.htm

"Салтыкова-Щедрина ул., 4.
Здание Александровского комитета о раненых. 1901 г. автор проекта и строитель Н. Д. Цвейберг. Между окнами верхнего этажа располагаются лепные изображения мужских голов. Они выполнены в типично северном, “вагнеровском” стиле: бороды, свисающие книзу усы, крылатые остроконечные шлемы.

"Казанская пл. 1 — Плеханова ул. 2.
Доходный дом Г. К. Кохендерфера. Перестроен в 1902 г. архитектором Е. И. Гонцкевичем совместно с Г. К. Кохендерфером. Над большим полукруглыым окном верхнего этажа, обращенным в сторону Казанского собора, мы видим крупную женскую голову в шлеме с крыльями дракона или летучей мыши. Возможно, здесь непосредственно и не предполагалаь валькирия, а образ представляет, так сказать, собственную “мифологию“ модерна. Однако, в любом случае, на культуру “нового стиля” большое влияние оказал все тот же Вагнер, так что косвенная связь тут безусловно имеется.

"7- ая Красноармейская ул. 5.
Доходный дом, 1904 г. Построен архитектором Е. Н. Грушецким. Здесь также видим на фасаде женские головы в крылатых шлемах.

"Гороховая ул. 47.
Дом Компании для хранения закладных имуществ. Архитектура здания невыразительна, несмотря на несколько перестроек, одну из которых осуществлял П. Ю. Сюзор (автор проекта Дома Компании Зингер). Но, с точки зрения интересующей нас темы, здание представляет настоящую жемчужину.
Фасад первого этажа (отделывался под руководством В. С. Карповича в 1912 г.) украшен шестью маскаронами явно нордического мифологического облика, прямо-таки пантеон! Наибольшее внимание привлекают крылатые головы косматого бородача и женщины. Овал их лиц принадлежит к северному, балтийскому типу.


























8 December, 2007 - 21:53
Athene Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
Статус: гость

http://subscribe.ru/archive/history.mythol…6/16143248.html

http://mythology.newmail.ru/Wagner2.htm

Санкт-Петербурге, кроме окрыленных ликов имеются (или имелись) произведения обьемной скульптуры, возможно также выполненные по германо-скандинавской тематике. Они, как и рассмотренные выше формы, включались в обрамление зданий. Вот два примера:

"Невский пр. 28 (Наб. канала Грибоедова, 21).
Дом акционерного общества “Зингер и К”. 1902 — 1904 гг. Архитектор П. Ю. Сюзор. (Он же осуществлял одну из перестроек упомянутого дома Гороховая 47. Возможно, это не случайно). Стены здания украшены бронзовыми скульптурами (всего их шесть), представляющими как бы изображения носовых частей корабля, в образе воинственных дев в шлемах и с копьями, с крыльями за спиной. Выполнены они были с моделей известных мастеров А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Можно предположить, что на их облике сказались представления о валькириях. Интересно, что некоторые из дев держат в руках веретенца. Вероятно, это связано со спецификой деятельности компании “Зингер”, являвшейся акционерным обществом по изготовлению швейных машин. Но с другой стороны, для выражения этой специфики могли использоваться черты валькирий и норн как небесных прях (“дев судьбы”).

"Исаакиевская пл. 11 (Большая Морская 41).
Новое здание Германского посольства. Построено в 1910 — 191 гг. известным немецким архитектором Петером Беренсом. Здание являет собой сочетание особенностей неоклассики и неоромантики. На крыше со стороны площади находилась скульптурная группа: двое мужей с круглыми щитами, держащие под узцы лошадей. Они могли изображать и античных воинов, но их грубая мощь вполне соответствует нашим представлениям о древних германцах. (К тому же, немецкий неоромантизм проявлял особенный интерес к национальной мифологии). Группе была уготована печальная судьба, она не простояла и нескольких лет. В 1914 г. разразилась Первая Мировая война и статуи сбросили на землю. Их дальнейшая судьба неизвестна.

















8 December, 2007 - 22:00
KOT Re: Мифологические образы в архитектуре С.-Петербурга
KOT's picture
Статус: оффлайн

От в эту тему надо заманить ЭльПадре smile.gif

15 November, 2012 - 12:16

Отправить комментарий

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
Пожалуйста, введите слова, показанные на картинке ниже. Это необходимо для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя спам-бота. Спасибо.
12 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. То есть для 1+3, введите 4.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Only registered users can post a new comment. Please login or register. Only registered users can post a new comment. Please login or register.