Собственный мой бестиарий

Comments

lyricus Re: Собственный мой бестиарий
Статус: гость

Два слова перед темой.
Практически не участвую в форумах: редко встречаю следы тех, с кем возможен некий резонанс. Замыслив, неожиденно для себя, этот цикл стихов, наткнулся в сети на этот вот ОСТРОВ, образованный на рельефе полезной информации и населённый симпатичными обитателями.

"Бестиарий" мой едва ли пополнит чьи-либо познания, но, надеюсь,
не вызовет активного неприятия: это не исследование на тему: "Они в нашей жизни".
Это просто лирика.






Ключ




Листаю манускрипт: заглавных букв плетенье
и прихотливость поз мистических зверей;
предельно ёмкий текст, намёков средостенье,
где слово будто ключ от множества дверей.

*****************************************






Дитя Луны



Оставь привычку к внутреннему бегу
и на Луну неспешно погляди.
Созвездий россыпь…взгляд минует Вегу…
Вот — бледный диск и пятна посреди.

Сосредоточься. Погаси движенья.
Тогда зрачки способность обретут
на фоне палевом увидеть отраженье
красот, давно уже забытых тут.

Возникнут блики на траве росистой,
следы от хрупких бисерных лучей.
То лунный зайчик прячется в монистах
эльфийских дев и в отсветах очей.

Мелькает в тусклой отмели прибрежной,
играет с ними в перекатах вод.
Чуть утомлён их резвостью небрежной,
к цветам и снам направит хоровод.

Уснёт и он: простор в туман оделся…
А ты прийди в себя и напиши:
« В лицо Луны, как в зеркало, гляделся,
а луч скользил по тайникам души».



********************************************************************
На диске полной Луны древние китайцы видели лунного зайца, играющего на барабане или растирающего в ступе эликсир бессмертия. Позднее экзальтированные христиане различали Св.Иосифа и Марию. В англоязычной поэзии прошлого века появился мотив лунного зайчика по аналогии с солнечным..

********************************************************************







Дельфин

Античный килик с кораблём, лозою перевитым.
Здесь отдыхает Дионис, на мачту опершись.
С хмельной улыбкой обратясь к пиратам недобитым,
он превращает их в зверей. Отмщение, свершись!

У бога радостей земных жестокость плодотворна.
Да и условен приговор, вот исправленья путь:
«Кому дельфином тяжко быть, пусть плавает проворно,
а перепрыгнув мой корабль, в свою вернётся суть».

Чудесный локон над плечом красы новорождённой.
Под лёгкой ножкой – цвета роз рельефный перламутр.
Тот дивный плот дельфин влечёт, Кипридой побуждённый,
и устремляет к берегам, торжественен и мудр.

Под кистью гениев для нас замрёт его фигура.
Живее символов эпох, всегда особняком —
Резвящийся разумный зверь с улыбкою авгура,
от фресок Кносского дворца, как ритм волны, знаком.

********************************************************************

Здесь затронут отражённый в вазописи Древней Греции миф о попытке похищения Диониса пиратами, которых он превратил в дельфинов.
Сюжет о рождении Афродиты из пены морской был популярен в живописи Возрождения, в частности в творчестве Сандро Боттичелли, на что и делается намёк.
На фреске главного зала Кносского дворца повелителей (XVI – XV вв. до н.э.) играющие дельфины образуют чёткую линию волны.

********************************************************************








Единорог

Там, где живёт единорог,
струится свет, играя перспективой;
и не заметишь ты, как ступишь за порог.

Где полыхает алый свет,
там луг в цветах, на нём резвятся звери.
И – Дама. Ей ликорн обязан дать совет.

Пять ярких сцен представил он,
Внушая Ей, в чём мира совершенство;
пред замыслом Творца склонился, сокрушён.

Благочестивый диалог!
Ты увлечён, хоть не звучит ни слова.
Где жест красноречив, там отступает слог.

Где усмирён единорог, -
зал без окон и ряд шпалер старинных
средь голых стен. Музей до аскетизма строг.


********************************************************************
Единорог (ликорн) в средневековой культуре Запада олицетворяет благородство и чистоту помыслов.
Здесь передаются впечатления от знаменитой серии гобеленов (шпалер) XV в. «Дама и единорог», представленных в музее аббатства Клюни (Париж).
Гобелены аллегорически демонстрируют лучшее, что доступно пяти органам чувств человека, а также сцену усмирения единорога на коленях чистой девы.

********************************************************************






Геральдический зверь



Живой итог сплетения стихий-
орла и льва, господ земли и неба,
влечёт к зениту колесницу Феба:
та честь превыше замыслов лихих.

И стоил восхищенья этот зверь,
когда крылат, красив, тяжёл и страшен
пересекал простор лесов и пашен,
стремясь, куда – неясно и теперь.

Но падал цвет и сохла вся трава,
когда вздымал он клич, грозивший местью
безумцам, кто рискнул душой и честью,
дерзнул, надеясь, что молва права:
«Из когтя зверя выточенный рог 
в вине сейчас же распознает яды».
Удел их жалок: впредь, взамен награды,
являть собой наказанный порок.

Державных атрибутов яркий фон.
На нём, как на торжественном сосуде-
свирепый символ перемены судеб.
Откроем тайну имени: «Грифон».

********************************************************************

Популярный в геральдике образ грифона, известного как помощник Аполлона — из античной мифологии.
Моралисты христианского средневековья давали ему противоречивые толкования. Загадочная природа фантастического существа служила почвой для соблазна: его гнездо, конечно же представлялось золотым, а яйца в этом гнезде – из чистого изумруда. А его стремительность и мощь питали уверенность в неотвратимости наказания за грех алчности.
На средневековых книжных миниатюрах можно встретить грифона вращающим Колесо судьбы. То была аллегория зависимости человеческой жизни от воли Всевышнего.
********************************************************************






Вервольф



Я шёл сквозь мрак. Душа, смятением полна,
всё вдаль гнала. Куда? Понять нет мочи.
С пустых небес светила бледная луна,
седым и серым метя безотрадность ночи.

Сильнее зов. Хребет натянут, как струна,
взгляд мечется, скользя, ища опоры.
Шаг лёгок и летуч, как в юношеских снах,
и телом мощным я готов крушить запоры.

Но нет преград. Живое отступить спешит.
Страх — рядом, а источник мне не ясен.
Один в ночи. Тропа теряется в глуши.
Но час разгадки недалёк, и он ужасен.

Куда стремлюсь? Внезапно расступился лес.
Внизу ручей. Вгляделся в отраженье -
там зверь! Тоскливый вой вознёс я до небес,
свой давний грех кляня. Без веры, без прощенья.

********************************************************************

Вервольф, человек-волк, или оборотень – одно из чудовищ, тревожащих сознание суеверных европейцев столько времени, сколько существует западная цивилизация.
Здесь обыгран стредневековый мотив: сверхъестественное в человеке – это воздаяние за грехи. Такое наказание необратимо, ибо душа человека тем самым передаётся дьяволу.

********************************************************************



Харадр – птица.


Из глубины горячечного бреда
возник и глянул пристально, в упор.
И сердце сжалось! Если б мог – поведал,
о том, что ускользает до сих пор.

Жестока боль, и нет чудес на свете.
Нет веры знакам, пассам, ворожбе…
Но вот он здесь, загадочен, но светел
и понуждает думать о судьбе,
и сон прогнал, и соблазняет душу,
в абсурде поучает видеть смысл,
спасенья ждать… Но, может, тем нарушу
покой весов, Фемиды коромысл?

В смятеньи всяк, Харадра не узнавший.
Как взгляд его и быстр и остёр!
А он исчез, болезнь мою изгнавший,
Как будто с Фениксом шагнул в костёр.

******************************************************************

Мифическая птица харадр (caladrius) является тяжело больному, считали средневековые лекари. Если харадр смотрит в сторону страдальца, ему суждено жить. Болезнь понималась как испытание для смертного.И решение птицы зависело от чистоты его души .


********************************************************************






Чёрный дрозд



Тому, кто знает о себе, что он непрост,
чьим ожиданиям сродни ночные тени,
не соловей поёт весной, а чёрный дрозд,
напевных кружев занятый плетеньем.

Невольно следуя, не обостряя слух,
уже в плену неодолимых сладкозвучий,
к остереженью мудрецов теперь он глух,
в наплыве чувства нетерпеньем мучим.

Закончил песню маг, что в птицу облечён.
Рассветной пеленою скрытый, исчезает,
чего не вспомнит слушатель. Он обречён,
погибнет в поисках любви, какой – не знает.


********************************************************************

Образ чёрного дрозда многозначен со времени своего возникновения — в античности,- жил в эпоху средневековья и живёт в поэзии до сих пор.
Здесь затронут мотив предупреждения: музыка не вся от Бога. Благозвучие весенней песни дрозда может опутать душу неутолимой жаждой страсти. Кроме того, дьявол предпочитает сомневающихся в себе.


********************************************************************






Небесный змей

Неуловим, он над землёй неблизкой
чертит пространство лёгким взмахом крыл;
прекрасен, но молвой оболган низкой
за то лишь, что красу небес открыл.

Не горних высей с торжеством порядка,
с победой ангелов над силой Тьмы,-
подвижных струй, чья вечная загадка
нас позовёт, и ввысь стремимся мы.

Исканий дерзких странный вдохновитель,
противник догм, сам парадокс живой
представлен был как злостный отравитель,
растлитель душ зловеще-огневой.

А он — простил. Прислушайся: услышишь
в раскатах грома разудалый зов.
В игре весёлой радуги над крышей
изгиб хребта блеснёт — и был таков!

И над заботой о насущном хлебе
заменой радости для простаков
в лазурном разбросает небе
фламинговые перья облаков.


********************************************************************

Дракон в мифологии – персонаж большой символической силы. При этом Запад, начиная с древних греков видел в нём одно из первозданных существ, которых приходилось одолевать богам или героям. В христианской симолике дракон всегда связан с преисподней.
Здесь даётся вольная трактовка образа, больше связанная с восприятием дракона в китайской культуре, где он был и остаётся символом плодородия, счастья и доброй силы.


********************************************************************




Вещий Феникс

О вещей птице размышлял не раз мудрец античный.
Своей трагичной красотой сюжет манил давно.
В бессмертье путь через костёр не кажется логичным,
но всё же трудно не признать, что в притче есть зерно.

Великим мифом вдохновлён, прозрел философ-стоик,
что дух преодолеет смерть: ведь он – огонь живой.
Но ждать прямого торжества над тленом вряд ли стоит.
С грядущим царствием Христа монах связал его.

Так воплотится Абсолют, мнил теософский гений.
И Совокупный Человек себя создаст как бог.
И вновь из пепла встанет он, загадка поколений,
наследник самому себе, свидетель всех эпох.

Блистает радужным пером в закатном свете Феникс.
Как цель Истории, ему предстал апофеоз.
Но что ж с тяжёлою тоской, на вираже чуть кренясь,
уходит он спиралью вверх, к границе звёзд и гроз?

Он ждёт: планеты встанут в ряд, пересекая Млечность,
единственному из существ знакомый ряд имён.
Закончится Платонов год, что длился чуть не вечность.
И за его последним днём сомкнётся круг времён.



Миф, отражающий желание человека обрести бессмертие и возниший вероятно в Египте, был позднее развит греками и римлянами. Хотя и те, и другие сходились в том, что сведения о птице, возрождающейся из пепла, скорее всего ложны, они скрупулёзно выясняли вопрос о длительности одной её жизни. Привлекательна теория, связывающая этот вопрос и вопрос цикличности человеческой Истории понятием Платонова года между двумя великими парадами планет, когда Солнце, Луна и пять планет возвращаются в изначальное положение. Уже стоики видели в Фениксе символ вселенной, рождающейся и погибающей в огне. И христианство, и теософия по своему трактовали этот красивый сюжет.
Среди живущих по сей день пророчеств о конце света есть одно, датирущее последний великий парад планет 2012 годом.[U]

13 June, 2009 - 19:15
Брауни Re: Собственный мой бестиарий
Статус: гость

Потрясающе!
К такому Бестиарию ещё бы какие-нибудь волшебные иллюстрации… Не думали об этом? С плетением букв, изящными узорами.

13 June, 2009 - 21:09
lyricus Re: Собственный мой бестиарий
Статус: гость

Спасибо. Рад, что заинтересовал Вас.
Ход Вашей мысли показывает, что какие-то картины в воображении читателя возникают…
Конечно, думал об иллюстрациях. Но сам — не художник, а из Сети брать следует аккуратно, не нарушая копирайта. Позже, освоившись здесь, можно подумать о том, чтобы внутри территории Bestiary.us найти иллюстрации или иллюстраторов…

14 June, 2009 - 17:22
KOT Re: Собственный мой бестиарий
KOT's picture
Статус: оффлайн

Красиво.

14 June, 2009 - 21:37
korg Re: Собственный мой бестиарий
korg's picture
Статус: оффлайн

Очень здорово!

15 June, 2009 - 09:35
lyricus Re: Собственный мой бестиарий
Статус: гость

Цитата (автор — KOT):
Красиво.

Благодарю, Смотритель.
Ваша реакция, быстрая, точная и краткая так соответствует имени!

15 June, 2009 - 15:28
lyricus Re: Собственный мой бестиарий
Статус: гость

Цитата (автор — Korg):
Очень здорово!

Душевно рад.
Будем знакомы.

15 June, 2009 - 15:34
korg Re: Собственный мой бестиарий
korg's picture
Статус: оффлайн

Приятно rolleyes.gif, а то хотел обидеться mad.gif, что похвалили только господина Кота!!! ))))

15 June, 2009 - 15:38
korg Re: Собственный мой бестиарий
korg's picture
Статус: оффлайн

Уважаемый lyricus, а у Вас еще есть?..

15 June, 2009 - 15:45
Nicolle Re: Собственный мой бестиарий
Nicolle's picture
Статус: оффлайн

Здорово! Очень красиво написано! Спасибо вам, lyricus!





Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете...
Рэй Брэдбери

20 June, 2009 - 19:06
lyricus Re: Собственный мой бестиарий
Статус: гость

Цитата (автор — Nicolle):
Здорово! Очень красиво написано! Спасибо вам, lyricus!

Очень рад!

20 June, 2009 - 21:16
lyricus Re: Собственный мой бестиарий
Статус: гость

Цитата (автор — Korg):
Уважаемый lyricus, а у Вас еще есть?..

Вот, совсем недавнее:

Сирены — sirenes

Над гладью вод, скрывающей утёсы
очаровательно — обманчивой игрой,
звучит напев, в нём сладостные слёзы,
в нём зов любви, пронзительный порой.

Под буйный грохот, учинённый сбродом
тяжёлых, пенистых, пугающих гребней,
тот сладкий зов стремится к мореходам.
Он манит в даль, а погребёт в волне.

Но не покой, не луг, где анемоны –
к жестокой радости загадочных сирен
их встретит смерть как остров отдалённый
средь хищных волн и сонмища мурен.

Смертельным страхом превращён в наветы
сюжет классический о горестной судьбе
трёх вечных дев, искавших дочь Деметры,
сменивших лик, не изменив себе.

Всезнанья дар — награда и проклятье:
не слышен тайны зов, и нечем дорожить.
Кто от сирен получит это счастье,
прознав судьбу, не видит смысла жить.

Сирены – демонические существа из греческой мифологии. Сведения о них многообразны и противоречивы. По-разному описывается их внешность, их число также варьируется от трёх до целого множества. Дочери речного бога Ахелоя и одной из муз унаследовали от отца мощь неодолимой стихии, а от матери – божественный голос.
Здесь,идя за Аполлонием Родосским и Овидием, мы преполагаем, что миксантропичность свою они приобрели из страстного желания помочь Деметре в поисках дочери Персефоны, похищенной Аидом. Непреодолимость призыва сирен уже в архаичных мифах связывалась с их безграничной мудростью и обещанием передать её очарованному слушателю. Этот мотив и сейчас будит воображение.

5 August, 2009 - 21:02

Отправить комментарий

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
Пожалуйста, введите слова, показанные на картинке ниже. Это необходимо для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя спам-бота. Спасибо.
1 + 16 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. То есть для 1+3, введите 4.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Only registered users can post a new comment. Please login or register. Only registered users can post a new comment. Please login or register.