Comments

Random Re: "Лесная песня"
Статус: гость

"Лесная песня" (Лісова пісня) - это драма-феерия Леси Украинки. Ее персонажи - герои украинской мифологии. Некоторых из них я так и не нашла в вашем бестиарии.
Действующие лица:
русалка, водяной, потерчата;
"рвущий плотину" ( укр. -"то, що греблі рве")-так и не поняла мифический ли это персонаж;
лісовик (леший);
мавка;
Перелесник (что-то вроде инкуба);
Пропасница;
Куць;
Злыдни;
Доля;
"Сидящий в скале" (укр. "Той, що в скалі сидить")

14 November, 2008 - 20:15
Barlig Re: "Лесная песня"
Barlig's picture
Статус: оффлайн

Вот перевод текста из украинской Википедии:
«Пэрэлэснык (литавец) – разновидность злого духа, что, как звезда, падает с неба и посещает людей, принимая вид родных, близких, любимых. Верили, что его можно "получить" с большой тоски по покойнику. Воплотившись в его образ, пэрэлэснык мог вступать в супружескую жизнь с живыми людьми. Дети, которые рождались от пэрэлэсныка, внешне напоминали одминкив. Выгнать пэрэлэсныка из дома, где он поселился, очень трудно»

Вот текст из Словаря украинского языка (Словарь української мови / Упор. з дод. влас. матеріалу Б. Грінченко : в 4-х т. — К. : Вид-во Академії наук Української РСР, 1958.
Том 2, ст. 371.):
«Литавец – метеор, который люди воспринимают за нечистого духа, летающего в виде огненного зверя»

В статье «Духи гір, лісів, річок та вітрів. Карпатська міфологія, чи реальні демонічні істоти» («Духи гор, лесов, рек и ветров. Карпатская мифология, или реальные демонические существа») на сайте «Всесвіт» говорится:
«Литавец. Он Перелесник – дух, летающий в небе огненным змеем. Летающий дух соблазна, который привлекает женщин и девушек, занимается с ними любовью ночью и забирает силу и красоту. Сжимает в объятиях сильно-пресильно, что девушка увядает и чахнет от той силы.
Имеет вид падающей звезды, а на земле приобретает образ красивого юноши. Литавец всегда юный. И красивый до смерти.
А еще люди говорят, что этот дух может приобретать вид любимого, близкого человека того, кого хочет соблазнить»

Уже не как «Пэрэлэсник», а «Летавец», «Летун» он, кажется, встречается в белорусском, русском фольклоре. Вот текст с сайта «Славянская Слобода»:

«Летавец, Летун - змей или нечистый в облике змея у древних славян, посещающий женщин (в том числе — превращаясь в умерших или отсутствующих мужей
«Летун летел-летал да рассыпался над трубой» (Влад.) «Я как-то говор „Я сроду ни летунов, ничего, никакой нечисти не видела". А у нас сзади мельница была. Сторож говорит: „Ты не видела, так иди погляди". Я пот и вижу: летит на Вареж как пенёк, сзади искры, искры, искры» (Влад.).
По сообщению из Нижегородской губернии, «летуны будто бы являются тоскующим об умерших или о находящихся в отлучке, принимая вид и тех, других. Летучие неодинаковой величины, бывают с гуся и менее; полет а медленный и подобен колыханию, цветом они красные, подобно раскаленное углю; над тем местом, куда они летают, рассыпаются яркими звездами, а потому иначе называются рассыпучими» <А.М., 1859>.
В 1709 г. в Каменецком магистрате разбиралось судебное дело по обвине-нию мещанки Клецкой «в связи с лятавцем»: «На суде Клейкая старалась оправдаться, отрицая распущенные ею же слухи: „О лятавце я ничего не говорила и ничего об этом предмете не знаю"». Приводящий это свидетельство 3. Антонович замечает, что «лятавец — летучий злой дух -- одно из суеверных объяснений падающих звезд» <Антонович, 1877>»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907) сообщает:
«Летавец – блудный бес, соблазняющий, по славянским поверьям, женщин. В книге Иннокентия Гизиеля: «Мир с Богом человеку» (печатано в Киево-Печерской лавре, 1699) говорится: «Здеже прилучитися может и смешение телесное с диаволом, сиесть с Летавцем, который блуд есть наитяжший».
Интересный текст и очень обширный текст приводит некто «Игорь Павлович» из Самары на странице: http://www.valkira.ru/pressa.aspx?PressaID=781
Вот несколько цитат оттуда:

«Изначально происходит от рода Фертова. От Змеева Племени Великого, которое породило первых чёрных ведьм. Огненные Змеи были прародителями нескольких родов, которые почитали его как Старшого, существовали культы Змея. До сих пор в чащах находят Его древние святилища. Естественно, с приходом единобожия все культы упразднялись, он становился уже не прародителем, а покровителем, духом и т. д. В итоге ставшим злым духом в умах христиан. Змей-то он один, но как и у других Бесов дорог у него много. В подчинении множество его детей, которые действуют, как бы, от его имени. Детей много и от обычных женщин. Дети эти, если не умирают от нападок ангелов до 13 лет, то становятся очень одарёнными людьми, а чаще колдунами.
Сам Огненный Змей может принимать облик любого пола, это его особенность, как и у Скоропея (Скоропеи, Яши, Ящерицы). Манит его сладострастный позыв, который вынуждает похищать жизненную силу у того, с кем произойдёт соитие. Но многие находили способы, как с ним взаимодействовать на выгодных условиях. Может очень много поведать о древней волшбе, от которой кровь стынет в жилах.
Привлекают заросли терновника, колокольчика и анютиных глазок, именно там может встретиться он одиноким девицам. Посещает и вдов, принимая облик умершего мужа, при этом происходит очень занимательный обряд перевоплощения на могиле, что показывает сродство с силой Смерти. Кстати, местом отдохновения и выхода из другого мира у Змея часто являются болота. Ведьмы могут брать помощника из Огненных Змеем, для этого (один из способов) необходима древесина, на или под которой змеи играли свои свадьбы. Её сжигают, и освобождают из полымя Змея, как бы порождают, и тут же крепят к себе.

Чуть вечернею росою осыпается трава,
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинных змей.
И шумит, все ближе, ближе, и над вдовьинымдвором,
Над соломенною крышею рассыпается огнем.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова...
А. А. Фет, 1847 г.

Огненный Змей - воплощение стихии огня; и эта его функция, как и связь с потайными кладами и укрытыми богатствами, которые он часто приносит в дом, куда летает, сближает его с Жар-птицей восточнославянских сказок. Также представляется возможным связь преданий об Огненных Змеях с верованиями в древнеславянского божество Усеня, представленного в ряде сказаний в образе
«Огненного колеса». Большинство современных исследователей сходится во мнении, что образ
Огненного Змея очень стар. «Образ Огненного Змея старше и сложнее образа черта. В представлении о них отразились понятия о животворных небесных «огненных явлениях» и о «живых» падающих звездах».

В народных заговорах Огненный Змей представляется, как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. По преданиям, он может вступить в брак с любой женщиной (или насилует ее), после чего при определенных условиях может родиться существо змеиной породы. Согласно этим легендам Сын Огненного Змея часто вступает в единоборство с отцом и побеждает его
(например, сербский эпос о Вуке Огненном Змее) Древние поверья о Летунах устойчиво сохранялись у русских крестьян и в XVIII-XX веках. Они знали, что Огненные Змеи - это "дьяволы, которые летают и искушают женщин". В деревнях был широко распространен такой мотив
рассказов: Огненный Змей, (именуемый на Ярославщине огненным ужом) прилетает к девушкам и женщинам: "Рассыпается искрам над трубой, он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома". (М.Д. Чулков, 1786)

Единого имени у этого существа нет. Так на Смоленщине и Рязанщине такой змей именовался - Любак, на Орловщине - Волокита, в Тамбовской губернии - Любостай. По поверьям Ярославщины и Владимирщины существует Налет, нечистая сила в виде огненной метлы "аршинов в шесть". Он часто посещает людей, тоскующих по покойнику.

В Самарском крае сохранилось поверие о "Беседующих" с Летунами. Было хорошо известно, что Огненного Змея привлекало чрезмерное горе вдов. Когда он прилетал, остановить и подчинить его можно было сказав: "Тпру!" В некоторых источниках добавляется необходимость, перед прилетом змея, предварительно воткнуть в землю определенным образом три железных ножа. После этого змей, попадал в некоторую зависимость от человека, выполнял его просьбы, открывал тайны - Земли и Неба, прошлого и будущего. Отпуская змея, было необходимо разорвать на себе рубашку вниз от ворота, иначе Змейне улетел, а губил остановившего его человека.

Любопытно отметить, что подобные верованья сохранились и в наши дни. Так исследователи на Ярославщине за последние двенадцать лет записали 166 рассказов затрагивающих образ Огненного Змея. Летают эти существа не быстро, извиваясь, иногда с шумом кружатся и кувыркаются. Многочисленные сообщения о встречах с этими существами приходятся на 1910-1919, 1930-1939, 1940-1949 годы. Из собранной ими информации предполагается существование особого языка посредника необходимого для сотрудничества человека и Огненного Змея, с применением особых весьма специфических знаков – символов.

1 December, 2014 - 23:09
linyok Re: "Лесная песня"
Статус: оффлайн

Поправил, а то "дама-феерия" это было круто. biggrin.gif
Давно читал. Там много всяких зверушек, да.

14 November, 2008 - 23:47
Aranel Re: "Лесная песня"
Статус: оффлайн

Ещё полевую русалку забыли.
С русалками всех трёх видов (мавка — тоже подвид русалок), водяным, лешим, Долей и злыднями понятно. Дальше мало что разберёшь.

22 March, 2013 - 15:24

Отправить комментарий

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
Пожалуйста, введите слова, показанные на картинке ниже. Это необходимо для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя спам-бота. Спасибо.
3 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. То есть для 1+3, введите 4.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Only registered users can post a new comment. Please login or register. Only registered users can post a new comment. Please login or register.