Странник, ты знал, что слон состоит из хобота, ушей и бегемота?
Странник, ты знал, что слон состоит из хобота, ушей и бегемота?
Пожалуй, нет на земле сколько-нибудь значительного государства, в народных преданиях которого не фигурировали бы странные полулюди-полурыбы — прекрасные длинноволосые девушки с рыбьими хвостами вместо ног. В разных странах называют их по-разному: русалки, сирены, нереиды, наяды, лорелеи, мермейды. Рыбаки, мореплаватели, охотники и просто любители ночных прогулок при луне встречали их у туманных берегов Норвегии, в тихих заводях русских рек и на солнечных пляжах тропических островов.
Очень широко распространено поверье о морских девах. Может быть, и в самом деле где-нибудь на земле обитают существа, напоминающие сказочных русалок? Однако расскажем историю по порядку.
Прародителем всех очаровательных морских дев считается древнее вавилонское божество мужского пола. Каждое утро оно выходило из волн Красного моря, чтобы обучать людей земледелию, постройкам храмов и городов, врачеванию и всем другим искусствам и ремеслам. Вечером бог-преподаватель снова скрывался в морских волнах. Имя этого любезного создания — Оаннес.
Берос, халдейский жрец и астролог, живший в III веке до нашей эры, описал его в своих «воспоминаниях»:
«Тело божественного животного похоже на рыбье. Под рыбьей головой у него другая голова. Есть у него и человеческие ноги, сросшиеся с рыбьим хвостом. Он одарен разумом, а его речь связная и понятная. Он дал людям познание письма и наук и каждого вида искусств — словом, он научил людей всем хорошим обычаям и ремеслам».
Ранние изображения Оаннеса, как можно убедиться, рассматривая приведенный здесь рисунок, вполне соответствуют описанию Бероса. Но в причудливом костюме (голова судака вместо шлема и плащ из рыбьей шкуры) Оаннес, однако, мало напоминает морских дев — своих потомков.
Проходили века, и Оаннес менял облик. На скульптурах, найденных в Хорсабаде, мы видим его уже в «форме», вполне подобающей прародителю русалок: с рыбьим хвостом вместо ног, но с торсом и головой человека. Изменив внешность, бог-русалка сохранил, однако, свою мужскую природу.
Первым рыбохвостым божеством женского пола была Атаргате (или Деркето), сирийская богиня Луны и рыболовства, культ которой процветал в городе Иераполе (современный Мембидж). По словам Лукиана, римского историка, «она наполовину женщина, но от бедер вниз у нее растет рыбий хвост». Никто в стране древних финикийцев не смел ловить рыбу без разрешения грозной рыбохвостой богини. Лицензии на рыболовство за хорошую плату выдавал ее верховный жрец. На некоторых дошедших до нас финикийских монетах выбито изображение Атаргате: по внешности это типичная русалка.
Оаннес был солнечным богом, а Атаргате — богиней Луны. Жители Ближнего Востока видят ежедневно, как Солнце и Луна поднимаются далеко на востоке, как плещутся волны Великого океана, и, проделав свое сияющее путешествие по небу, вновь опускаются в Средиземное море на западе. Естественно было предположить, что Солнце и Луна (или их мифологические символы — Оаннес и Атаргате) живут в море, а отсюда недалеко и до рыбьего хвоста, которым украсила их легенда.
С развитием финикийской культуры слава богини-русалки росла. Поэты щедро наделяли ее комплиментами, которые льстецы обычно расточают перед особами прекрасного пола: соблазнительная, неотразимая, гордая, прекрасная. Атаргате оказала влияние на развитие культа других божеств. Некоторые ученые-мифологи полагают, что «рожденная из пены морской» греческая богиня любви Афродита, а следовательно, и римская Венера ведут свое происхождение от Атаргате.
Афродиту в ее морских путешествиях сопровождали обычно водяные божества низшего ранга — тритоны. Как представляли себе этих рыбохвостых пажей древние греки, мы можем судить по изображениям на древних коринфских монетах: колесницу с Афродитой ведут два тритона, оба, как и Атаргате, с головы и до кончика хвоста «чистокровные» русалки.
Знаменитые сирены, тщетно соблазнявшие своим пением Одиссея, первоначально изображались в виде птиц с женскими головами. Но вскоре внешность их коренным образом изменилась: вместо перьев на теле выросла чешуя, крылья обратились в прекрасные женские руки, а когтистые ноги — в рыбий хвост. И сирены стали двойниками тритонов. Именно у этих жестоких, но обворожительных созданий морские девы и русалки более поздних времен заимствовали свой чарующий голос.
Натуралистом, написавшим первые страницы естественной истории русалок, был Плиний Старший:
Что касается сирен, то слухи о них не сказочные басни, а истинная правда. Они действительно существуют: взгляните, как изображают их художники. Все их тело шершавое и чешуйчатое, даже в верхней части туловища, напоминающей женскую фигуру. Сирены живут в море, вблизи берегов. Их тихие печальные голоса можно услышать и днем. Одну сирену нашли мертвой на морском берегу. Местные жители рассказывают, что жалобные стоны умиравшей слышны были на большом расстоянии от берега.
Дино — отец Клитархуса, когда был в Индии, видел их.
Плиний Старший "Естественная история" (112: X. LXX; Vol.3, p.380)
Впрочем, в те времена русалок видел не только Дино. Никто не сомневался в их существовании. Морские девы казались столь же обычными обитателями водной стихии, как омары и треска. И естественно, что многие моряки встречали эту живность на своем пути, возвращаясь из заморских стран с грузом драгоценного виссона или янтаря.
Русалки не перевелись в море и в более поздние времена. О том говорит, например, следующая любопытная запись в судовом журнале известного мореплавателя Генри Гудзона:
«Сегодня один из членов нашей экспедиции заметил с борта русалку и позвал товарищей, чтобы они посмотрели на нее. Все время, пока русалка проплывала близко от борта корабля, она строго смотрела на людей. Потом поплыла в открытое море и перекувырнулась несколько раз. Когда русалка нырнула, матросы рассмотрели ее хвост. Он напоминал хвост дельфина, он был крапчатый, как у макрели».
В 1726 году увидела свет книга немецкого священника Валентина «Естественная история Амбойны». Валентин долго жил в Индонезии и, естественно, описывая животный мир этих замечательных островов, не мог обойти молчанием «русалок», которые весьма обычны у берегов Ост-Индии. Первую часть главы о рыбах Индонезии посвятил он описанию «морских мужчин» и «морских женщин». На рисунке, изображающем различных представителей морской фауны, мы видим в обществе пилы-рыбы и бычка очаровательную девушку с длинным рыбьим хвостом:
«Сия морская дева — существо, напоминающее сирену, была поймана на берегу Борнео, в административном дистрикте Амбойны. Длина ее — 59 дюймов (то есть около полутора метров). Она прожила в бочке, наполненной водой, 4 дня и 7 часов. Время от времени тихо пищала, как мышь. В бочку бросали моллюсков, крабов, разную рыбу, но она ничего не ела».
Но русалка, видно, не жила «святым духом», а питалась, как и все земные существа, потому что «после ее смерти на дне бочки нашли экскременты, похожие на кошачьи». Очевидно, угощение, которое предлагали несчастной пленнице, на ее вкус не было съедобным. И действительно, «русалки», обитающие у берегов Индонезии, питаются только водорослями.
Молва о морской деве из Амбойны быстро достигла высших кругов. Английский король Георг III захотел получить оригинальный рисунок рыбохвостой девицы, сделанный с натуры официальным художником Ост-Индской компании. Русский царь Петр I, путешествуя по Голландии, увидел однажды копию этого рисунка в конторе амстердамского издателя. Страсть Петра к наукам и знанию всем хорошо известна. Он разыскал автора истории амбойнской русалки и с пристрастием расспросил его. «Ни одно сообщение в мире не заслуживает большей веры, чем это!» — заверил его Валентин.
В конце концов дело дошло до того, что в XIX веке стали устраивать выставки русалок. Заплатив несколько монет, каждый мог пойти и посмотреть на водяных дев. Спрос на эти диковинки был большой, и их антрепренеры неплохо зарабатывали. Одна такая выставка, организованная в Египетском зале Лондона, принесла небывалый по тем временам доход: все чучела русалок с их соломенными потрохами скупили после выставки два итальянца за баснословную цену — 40 тысяч долларов!
Английский натуралист Фрэнсис Бакленд посетил другую выставку и внимательно осмотрел экспонат: небольшая головка со сморщенным, как печеное яблоко, личиком. Брови нахмурены, зубы оскалены. Усиливая сходство с человеком, в нижней челюсти химеры торчал человеческий зуб. Бакленд установил, что русалка изготовлена из головы и туловища обезьяны, искусно сшитого с рыбьей кожей, снятой с крупной трески или мерлана.
Старожилы некоторых деревень Украины еще помнят, как лет пятьдесят назад какой-то ловкий шарлатан возил из села в село передвижной аквариум. Среди прочих морских диковинок была здесь живая русалка — девица в усыпанном блестками карнавальном костюме сирены. Плетенный из лыка хвост начинался от талии, в нем, как в футляре, прятались ноги. Русалка знаками объясняла, что в речке у нее остались детишки, и просилась домой. Владелец, зазывая в балаган посетителей, говорил, что по велению царя он скоро отпустит свою пленницу на волю. Спешите, мол, посмотреть!
Не только мелкие жулики, но и крупные дельцы наживались, дурача народ. Известный американский цирковой предприниматель Барнум вполне оценил выгоду, которую представляют русалки. Он включил их в программу своего большого бизнеса и стал показывать морских дев в рыночных балаганах.
Конечно, и европейские чучельники практиковались в изготовлении мозаичных монстров из кожи рыб, обезьян, тюленей и другого подручного материала. Однако крупнейшим центром этого производства были страны Юго-Восточной Азии — Китай и Япония. Насколько широко здесь было поставлено дело, показывает следующий забавный эпизод из истории зоологии.
Различные путешественники, миссионеры и даже натуралисты так часто привозили с берегов Тихого океана шкуры и чучела поддельных животных, сфабрикованных из разнородных частей, что скоро ученые стали относиться к зоологическим диковинкам Востока как к заведомому обману.
В 1797 году в Австралии открыли странного зверя с птичьим носом вместо морды. Это был утконос, но удивительная находка не вызвала в Европе ожидаемой сенсации. Зоологи просто не поверили, что подобное существо — произведение природы, а не рук человеческих. Слишком много насмотрелись они на всевозможных рыбохвостых монстров, импортированных с Дальнего Востока, чтобы не посмеяться над новой шуткой — птицеклювым зверем.
Итак, в балаганах, в кунсткамерах и на всякого рода выставках показывали не настоящих, а поддельных русалок. Каких же в таком случае морских дев встречали моряки в океане? Какое несчастное существо, приняв в Амбойне за русалку, уморили голодом в бочке?
Ученые обнаружили в некоторых морях и реках странных животных с рыбьими хвостами и… почти женским бюстом. Принимая во внимание ведущую роль, которую эти животные сыграли в возникновении поверья о водяных девах, зоологи назвали их сиренами. Нужно, однако, немалое воображение, чтобы на столь прозаическом основании построить романтическую легенду об обворожительных хищницах с чарующими голосами. Впрочем, у отважных покорителей морских горизонтов фантазия всегда была чрезмерно богатая (1341).
Адаро | в фольклоре Соломоновых островов, опасное морское существо в облике человека с жабрами за ушами, с акульими плавниками на ногах и спине, а также с острыми наростами на голове, как у рыбы-меч или рыбы-пилы |
Ама-бико | согласно японским поверьям, похожий на русалку ёкай, сочетающий в себе человеческие и рыбьи черты |
Амабиэ | согласно локальным японским поверьям, похожий на русалку трехногий ёкай с клювом, сочетающий в себе человеческие и рыбьи черты |
Аррайнандере | в фольклоре басков женские речные создания, подшучивающие над рыбаками |
Бедн-вара | в фольклоре острова Мэн разновидность сирен-русалок, достаточно доброжелательных к людям |
Болотница | по славянской мифологии сестра русалкам, живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной |
Васа | многочисленные водяные духи в мифологии народов коми |
Гриндилоу | агрессивные русалки-водяные проточных вод в фольклоре Британских островов |
Джраарс | в мифах армян русалка, живущая под водой женщина с рыбьим хвостом |
Дзиндзя-химэ | согласно японским поверьям, змеевидное создание длиной около шести метров, с рогами, плавники и женским лицом |
Дунья-мара | морской человек с острова Мэн, схожий по своему поведению с дружелюбным ирландским мерроу |
Жэньюй | в древнекитайском фольклоре рыба с четырьмя ногами и человеческим лицом |
Иары | русалки-искусительницы из мифологии коренного населения Бразилии |
Ино | в корейской мифологии русалка, обитающая в Восточном (Японском) море, около острова Чеджудо |
Йок-йок | женский дух-оборотень, которому поклоняются австралийские аборигены; русалка, живущая в священных водяных ямах |
Кеаск | русалка в фольклоре шотландских горцев, также известная как "дева волн" |
Кицка жонка | в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице |
Мамивата | у племен севера Гвинейского залива дух воды в форме русалки (полуженщины-полурыбы) или полуженщины-полузмеи |
Маргюг | в скандинавской мифологии огромное морское существо в виде уродливой женщины с рыбьим хвостом, которое можно видеть только перед штормом |
Матсья | в индуистской мифологии русалкообразная аватара бога Вишну |
Мерроу | ирландские русалки, с рыбьим хвостом и небольшими перепонками между пальцами |
Мийалобо | в чилийской мифологии повелитель над водами всех морей, рек и озер, охранитель морской флоры и фауны, отец морских дев пинкой |
Мондао | согласно фольклору Зимбабве, бледнокожие иглозубые русалки, утаскивающие рыбаков и пловцов под воду |
Наре | в литовском фольклоре прекрасные русалки с рыбьими хвостами ниже пояса |
Никсы | |
Нингё | в японском фольклоре загадочные морские существа, бессмертные русалки |
Озерницы | в белорусском фольклоре и локальная разновидность русалок, обитающих в Черном озере на Мядельщине, и вообще озерный подвид русалки |
Пинкойя | в чилийской мифологии морская дева, прекрасная русалка, дочь подводного царя Мильялобо |
Роан | в шотландском фольклоре фейри, которые живут в воде в облике тюленей и лишь время от времени выходят на сушу |
Русалка (Mermaid) | в европейском фольклоре морская дева с рыбьим хвостом вместо ног |
Свитезянки | чудесные русалки озера Свитязь в Новогрудском районе Гродненской области Беларуси, соблазняющие парней и затягивающие их под воду |
Сёдзё | в японском фольклоре морской ёкай с ярко-рыжими волосами, большой любитель выпить священного белого сакэ |
Седна | в мифологии инуитов морское божество, хозяйка морских животных |
Сийокой | согласно филиппинскому фольклору, водяной рыбочеловек исключительно мужского пола, глава и покровитель русалок-сирен и всех подводных существ |
Силува | cогласно иранской мифологии любвеобильная великанша-людоедка |
Сихофуки | неуловимые японские водяные антропоморфные ёкаи с плавниками на руках, со слоновьими ушами и трубковидным ртом |
Тритон | в греческой мифологии морское существо с хвостом рыбы (либо моллюска, например осьминога) вместо ног |
Тюленицы | прекрасные тюленьи девы-оборотни в фольклоре британских островов |
Фараонки | в славянском фольклоре полудевы-полурыбы |
Феридж акра`а | речной демон иранской мифологии |
Финфолк | в фольклоре Оркнейских и Шетландских островов раса колдунов-амфибий, которая похищает людей |
Хантай | у народов Камчатки божество с телом человека и хвостом рыбы |
Чери божа ныв | согласно мифологии коми-зырян, водяная женщина с рыбьим хвостом и длинными волосами |
Шелки | в поверьях островов к северу от Шотландии морской народ, люди-тюлени, родственницы сирен и русалок |
In European folklore, a mermaid is an aquatic creature with the head and upper body of a female human and the tail of a fish.
Comments
Зело оригинальный вид имает статья сия!
))))))))))))))))))))))
а не было другой дороги - текста пока пусто, зато галерея и дочерние статьи зело богаты :)
И знаете что, коллега? Я бы таки ничего не менял - весьма доставило, весьма.)))
"Хочу сказать один очень умный вещь!" Так говорил один мой коллега. Подбор "водяных" великолепен, но... Позвольте спросить, а где мавка, купалка, водяница? А ундину куда дели? :-)
Тут такое дело - западно-европейские русалки (которые с хвостом, соответственно - мермейды), они совсем не совпадают ни по морфологии, ни по генезису с русалками восточно европейскими. Так, первые суть морские народы (ну как правило), то вторые - посмертия как те же самые мавки.
во-первых строках своего письма хочу ответить то, что отвечаю всем на вопрос "а где ...?": знаете о них - напишите статью :)
во-вторых, это все-таки не списки водяных, а списки "ластоногих", даже таже ундина ноги мает человечьи, а не лососевые. список водяных предлагаю по следующей ссылке: http://www.bestiary.us/vodjanoy
И да, славянские русалки с ногами :)
А также ундины
Ок.
http://lj.rossia.org/users/marinni/302600.html
Почти у всех народов, места обитания которых имеют наличие водных бассеенов (моря, реки, озёра), в мифологии присутствуют жители этих вод. Названий этих жителей очень много, но общее закрепившиеся название — русалки.
Внешний вид этих водных существ несколько различен в восточной и западной европейских традициях. Для славян, жителей Восточной Европы — это полностью человекоподобные существа, с небольшими дополнениями: перепонки между пальцами рук и ног, зеленоватый цвет кожи и волос, волосы, схожие с водорослями, мокрые следы оставляемые на земле. А главное, возможность находиться и жить вне воды. В традициях жителей Центральной и Заподной Европы русалки — это полулюди-полурыбы. Существа с головой, руками и торсом человека, но с рыбьим хвостом вместо ног. На сушу они не выходят, постоянно проживая под водой. Именно такой образ чаще всего встречается во всех художественных произведениях: на картинах, в сказках и легендах. И не смотря но то, что периодически русалки выполняли не совсем порядочные поступки: утаскивали на дно зазевавшихся моряков, накликали штормы и бури, образ получился достаточно привлекательным. Кто в детстве, на пример, не восхищался Русалочкой Ариэль Диснея? Вот такой, к примеру.
В чём же причина, что заставила людское воображение заселить моря подобными существами? До истоков мифов, легенд и народных сказок докапаться, к сожалению, навряд ли можно. Отождествление воды с некой разумной силой, которая схожа с человеком (почти во всех древних религиях некие высшие существа — антропоморфны), но имеющем некие черты водного жителя. Так ли? Может быть. Но. С эпохой Великих Георгафических Открытий, помимо информации о новых земелях и морях, мореплаватели привозили с собой и рассказы о русалках — женщинах с рыбъеми хвостами. Записи о таких встречах есть едва ли не в каждом бортовом журнале мореплавателей. Вот запись Генри Гудзона, XVII век: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда она нырнула, мелькнул ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели». А один из натуралистов, на основе упоминаний о русалках, сделал даже их классификацию. Известный американский зоолог К. Банзе обратил внимание на то, что рассказы о человекообразных существах, обитающих в водоемах, слишком распространены, и детали их описаний во многом сходятся. Так, типичная русалка обладает бинокулярным зрением (то есть два ее глаза смотрят в одном направлении). Большой палец русалки противопоставлен остальным пальцам, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна крупная голова. Задняя часть тела изображается с чем-то вроде плавника. Банзе сделал вывод, что существуют три вида этих существ. Русалка обыкновенная обитала в Средиземном море и у берегов Испании и Португалии со стороны океана. Русалка индейская, которая впервые наблюдалась натуралистом К. Нереусом участником третьего плавания Колумба, жила у атлантического побережья Америки. Русалка эритрейская облюбовала воды Красного и Аравийского морей, а также у берегов индонезийских островов.
Здорово, правда? Но всё сводиться к записям и упоминаниям. Можно ли верить в реальность русалок? Конечно, можно. Существуют ли они? А это уже не известно. С чисто традиционной научной точки зрения существование русалок весьма сомнительно. Что же тогда могло послужить причиной "встреч" с русалками? Мне видятся три главные причины.
1. Галлюцинация. Причина которой Банальный спермотоксикоз. Представте, что сотни две здоровых мужиков месяцами заперты в "деревянном, плавающем гробу", жёны и любовницы в паре-тройке тысяч километров, а за попытку мужеложества можно и за борт отправиться. Вот и видится всякое. Что-то вот такое, к примеру.
2. За русалок могли принять морских млекопитающих из семейства сереновых: дюгоней, ламантинов и морских коров. Похожи ли они на человеко-рыб? Немного. Издали можно и представить, что перед тобой русалка. Особенно если принять во внимание длину передних ласт и форму хвоста. А если мореплаватели увидели, как самка ламантина или морской коровы кормит детёныша грудью! Вот вам и русалка. А вот вам ламантин.
3. Самая страшная же причина в том, что люди давно видели русалок "в живую", что называется. И видели не в море, а на суше. "Синдром русалочки" — редкое заболевание, при котором рождается ребёнок со сросшимися ножками. Ступни при этом сростаются пяточками и повёрнуты в стороны. Я это видел, это действительно жутко похоже на рыбий хвост. Если и сейчас есть вполне разумные люди, которые обвиняют людей-уродов в том, что их матери зачали их от демонов, то предстате себе, какую реакцию вызвал ребёнок-русалочка эдак лет 500 назад. К стати, чаще таким синдромом страдают девочки. А ведь больше всего описаний русалок, а не "русалов". Фото этого синдрома помещать не буду, по понятным причинам. Вместо "синдрома русалочки" — просто три миленьких маленьких русалочки.
Первая часть статьи про русалок закончена. Следующие части будут посвящены возможной анатомии и физиологии русалок.
Храни вас бог от выпивки с Путивлем!
Так. Судя по тому, как развиваются события — это заявка для классной статьи.
Стопудово!
2 КОТ — почему бы выставить сей текст на конкурс?
Про конкурс судить вам. А я сейчас сяду продолжать работу. Если всё пойдёт хорошо, то завтра статья про русалок будет закончена.
Я рад. А то читателей — все, а писателей — раз-два и собственно (
Удачной охоты! ))
Итак. Представим, что русалки всё-таки существуют в таком виде, как видно на картинах — полулюди-полурыбы. Какой же будет анатомия русалки? Учитывая некую человекоподобность можно предположить, что и внутренние строение будет подобным. Но у русалок есть и "рыбья" часть, что же будет касаться её?
Начнём со скелета — основы, на которой держится любой организм, начиная с насекомых. Найболее возможной можно считать организацию скелета, представленную на этом рисунке.
Верхняя часть полностью соответствует человеческой. Так оно и есть, ведь до пояса русалка — человек. Ниже пояса начинаются отличия. Нормальные тазовые кости, к которым крепятся очень маленькие, малоразвитые кости нижних конечностей. Должны ли они быть? Если да, то русалка должна иметь небольшие плавники в районе бёдер. И выглядеть приблизительно так.
Около трезубца, на левом боку русалки такой плавник и виден. Почему он должен быть? Кости не могут атроцироваться, изчезать полностью, даже если они не используются живым существом. Китообразные, на пример, сохранили в своём теле остатки тазовых костей. Тем более, что такие плавники, даже при минимальной их подвижности, помогут управлять телом при плаваньи. Хвост русалки. Может ли он быть? Да! У половины млекопитающих есть хвостовые позвонки, а значит и хвосты. В этом плане скелет русалки так же "правдоподобен", как скелет кошки. Мы немного сравниваем русалку и человека и возникает вопрос о наличии хвоста у человека. Есть у каждого из нас хвост. Копчиковая кость — это первый, и последний сохранившийся, хвостовой позвонок у человека.
На фото "ископаемых" скелетов русалок, скелеты имеют организацию подобную скелету на этой картинке.
В чём отличия от уже описаного? Верхняя часть такая же. Но ниже пояса Отсутствуют тазовые кости. Хвостовые позвонки имеют длинные боковые выросты. Это конечно могут быть разросшиеся боковые отростки позвонков. Но они не играют никакой роли. И они бы мешали расположению мышц хвоста. А хвост должен быть сильным для любого водного жителя, он главный движитель. Наличие скелета хвостового плавника. Нужен ли он? Нет. У китов и сереновых плавник хвоста не собержит костей, кроме последнего хвостового позвонка и прекрасно служит своим владельцам. Но про "ископаемые" скелеты несколько позже.
Ещё одна причина, по которой я считаю первый вариант скелета русалки более правдоподобным, заключается в художниках, которые русалок рисуют. Начиная от времён Ренесанса и до наших дней, художники рисуют русалок с пропорциями 90–60–90, и часто нижние 90 весьма заметны, так как хвост начанается не от талии, а гораздо ниже. А без костей таза нижние 90 просто невозможны. Для примера, два рисунка: верхний более старый — нач. ХХ века, нижний — конец ХХ века. Авторов, увы, не знаю. (Если реакция на рисунки будет или , то я их сотру. Сайт ведь свободный, вдруг дети заходят.)
Продолжение следует.
Респект и восторги
ой как нам не хватало подобного на нашем скромном сайте
По поводу, расценивать ли это в качестве статьи — думаю, что статья должна содержать и другие аспекты (в качестве примера думаю, можно вспомнить замечательную развесистую статью Линька про грифонов), но как раздел статьи — это просто супер!
Но по сути, учитывая отсутствие у нас в энциклопедии какой бы то ни было статьи про ластоногих дев, думаю да — если автор возьмется хотя бы вкратце сделать обзор других аспектов веры в русалок (mermaids), то статья на выходе смело будет претендовать на хорошее положение в конкурсе, который кстати со дня на день, а точнее завтра заканчивается (или продлить еще немного?).
От себя могу предложить сканы страниц из имеющихся у меня книг, если Хольгер пожелает.
Здорово.
Мои респекты, коллега! ))
Спасибо всем. Рад, что понравилось. Сканы приму с удовольствием. Давайте когда я закончу это полностью, то слеплю чисто научную, без приколов, статью. Только уточните, какие именно аспекты веры в русалок имеются в виду?
Я прошу прощения за опечатки в статьях. Обещаю потом исправить.
Итак, продолжаем. Со скелетом мы разобрались, на очереди мышцы.
Тут полная аналогия с мышечной системой человека за исключением хвоста. В данном случае, как и у китов, это будет некое образование из нескольких слоёв мышц, что обеспечит сгибание хвоста в разных направлениях, силу (хвост — движитель русалки) и выносливость. На рисунке хорошо видно, что "ноги" русалки очень немного выделяются из мышечных слоёв хвоста, только кончики пальцевых фаланг, которые должны по идее быть соеденены перепонками из хрящевой ткани, покрытой кожей. Такое же строение должен иметь и хвостовой плавник, хотя в нём можно предположить и нахождение мышц, по аналогии с китами, у которых лопасти хвоста способна сворачиваться. С точки зрения науки мышечная система такого плана может существовать. А, самое главное, у любого животного с массивным хвостом она подобна. Это и крупные ящерицы — вараны, рыбы.
Остаются системы органов. Все они постоены по одному принципу у всех "высших" животных, включая человека. Будут ли они отличаться, учитывая водный способ жизни? Нет. Система пищеварения, кровеносно-сосудистая, эндокринная (железы) буду как у человека. В виду атрофии нижних конечностей, они не будут требовать наличия развитой сети нервов, зато такая понадобится в хвосте. Но опять ничего невозможного нет — хвосты многих обезьян очень подвижны, что обеспечено не только мышцами но и нервами, которые ими управляют. Выделительная система тоже одинакова для всех, начиная от рыб и заканчивая млекопитающими: почки и мочевой пузырь. Вопрос может возникнуть в плане раположения выходных отверстий, анального и отверстия мочеточника. Большинство художников рисуют тело русалок гладким начиная от пояса, и можно преположить, что отверстия расположены на животе у основания хвоста, как у рыб и китов. Но если преположить наличие паховых областей, как на последних рисунках про нижние 90, то анальное отверстие и отверстие мочеточника могут располагаться как и у людей. Хотя неизвестный учёный-художник поместил эти отверстия на кончике хвоста (выделено красным).
Мне это кажеться невозможным, по причине того, что в природе такого не встречается.
Остаётся не так уж и много. Система дыхания. Обратившись к легендам и сказкам (Андерсен "Русалочка") увидим, что русалки большую часть времени живут под водой. Значит дышат они жабрами. Вполне возможно представить вместо лёгких некий орган состояший из бохромчатой ткани, пронизаной кровеносными капилярами. Приток воды способна обеспечить через трахею работа межрёберных мышц, а выход воды возможен через узкие щели, расположенные между рёбрами. Такое строение позволит русалке даже высовывать из воды голову, плечи и руки и, какое-то время быть, таким образом, на воздухе. Главное, чтоб в воде оставались жабры.
Всё. Многие аспекты я, конечно, упустил, но основные описаны. Появятся вопросы — пишите.
Познавательно. И да, так анальное отверстие все же со стороны пуза? Т.е. если отбросить рисунки со вторыми 90, а рассматривать именно максимально вероятные с точки зрения биологии и схожести с морскими млекопитающими, которые ластоногие. И если да, то анальное отверстие и мочеиспускательное — они есть 2в1 или одно над вторым?
Если брать аналогию с китообразными, то на животе, одно за другим. 2 в 1 это у птиц, пресмыкающихся (гадов) и земноводных (голых гадов).
Заглянул в википедию.
как оказалось, там есть интересные упоминания и по нашей теме.
И чего всё так усложнять.
Ну, почему же, усложнять? Хорошая статья. Особенно если учесть её касательство именно славянских русалок. Ведь у большинства людей русалка асоциируется с западно-европейской человеко-рыбой.
В виде шутки. Анекдот довольно бородатый.
"Два английских джентельмена ловят рыбу. У одного клюёт, он подсекает и, вместо рыбы, достаёт из воды красивую русалку. Джентельмены в замешательстве. Поймавший русалку джентельмен берёт её на руки и отпускает назад в воду.
- Why?! — Возмущается второй джентельмен.
- But how? — Грустно говорит первый."
А каков бы был их диалог, поймай они таку русалку.
Я имею ввиду все эти объяснения по дыхание и т.п.
кхе, кхе, разменяв четвертый десяток, ПРОСТО ВЕРЫ НЕ ДОСТАТОЧНО, хочется понять как оно устроено
А еще будет?
Думаю, собрать, таки статью.
Надергать средневековых текстов по мермейдам?
Давайте тексты. И будет ещё.
Я осветил возможность существования русалки, как вида живого существа. Но подскажите, что ещё можно в статью включить.
Вы чего? Мы именно потому и не можем пить морскую воду, что выделительная система отличается от таковой у морских существ: дельфины и прочие киты выводят суперконцентрат, а мы не можем. А чтоб русалкам тоже суперконцентрат выводить, необходимо как минимум параметрическое различие. И наши то почки работают с большим перепадом давления, а русалочьим нужен ещё больший, иначе придётся поднимать солёность всех жидкостей организма, так как почки в любом случае работают как обратно-осмотический фильтр и перепад на нём давления определяется перепадом солёности, а значит и кардинально переделывать под эту солёность ткани по всему организму. А ещё большее давление надо просто выдержать + его должно обеспечить сердце. Хотя сердце жирафа обеспечивает давление на несколько метров водяного столба больше, чем человеческое, да и дельфинье справляется даже со своей задачей, так что требуемые параметры возможны, просто системы человеческого организма их не имеют за ненадобностью.
Отправить комментарий